понедельник, 12 мая 2014 г.

"Der Spiegel" колесит по России, или какую прессу РЖД предлагает пассажирам?

Многим нашим читателям известно о существовании на территории бывшего Советского Союза проектов совместной деятельности местных и зарубежных информационных изданий. Суть такой деятельности заключается в том, чтобы то или иное западное средство массовой информации через созданные на территории России, Украины и других стран постсоветского пространства представительства доносило своё видение геополитической или экономической ситуации до расширенного круга читателей. К таким способам расширения читательской (слушательской, пользовательской) аудитории прибегают, к примеру, «Радио Свобода», немецкий еженедельник «Der Spiegel» и другие западные СМИ.

Направленность этих изданий тоже известна, как известен и их основной информационно-политический посыл. Посыл в том, чтобы сформировать через свои зарубежные представительства в том или ином государстве такое общественное мнение, которое бы целиком и полностью отвечало интересам лиц, стоящих за крупными зарубежными ресурсами, интересам мощных политических и экономических кланов. Однако в связи с последними событиями, связанными с положением дел на Украине и вокруг Украины, многие западные информационно-аналитические ресурсы (от газет и радиостанций до телеканалов и крупных интернет-ресурсов) стали терять свою, если так можно выразиться, целевую аудиторию – читателей, зрителей, слушателей, которые бы безоговорочно поддерживали исключительно западную и прозападную точку зрения на украинский конфликт, да и вообще на большинство процессов, происходящих в мире.

Существенную потерю аудитории средства массовой информации из Европы и Северной Америки, вещающие как на иностранных языках, так и на русском, обнаружили (по их собственным оценкам) на бескрайних просторах Российской Федерации. А эта потеря немалого процента «целевой» аудитории в связи с известными событиями явно мешает западным заинтересованным лицам эффектно решать поставленные задачи по культивации «особого» мнения среди жителей России.

Надо срочно из сложившего кризиса выходить! – решили западные средства массовой информации, упорно желающие обработать читательский контингент РФ. Ведь когда всё большее число россиян убеждается в том, что многие иностранные СМИ успели превратиться в рупор дезинформации, откровенной лжи или проталкивания сугубо антироссийских позиций, то нужно и к мерам прибегать экстраординарным. Какой же выход был найден? Разберёмся подробнее.

Май 2014 года. Один из фирменных поездов РЖД, отправляющийся из Москвы. Так называемый мягкий вагон. В стоимость билета включены услуги не только собственно переезда и постельного белья, но и услуги предоставления прессы. И если с переездом и постельным бельём всё понятно априори, то вот пресса вызвала немалое удивление при знакомстве с ней во время пути. Учтивая проводница доставила в купе журнал «Профиль», на обложке которого красовался ставший известным портрет господина Макаревича с ленточкой в цветах украинского флага на пальто. Кроме позиции Макаревича обложка журнала сообщала, что «Профиль» - это деловой еженедельник, издающийся совместно с упомянутым выше «Der Spiegel». 


Обойти вниманием предложенную прессу не получилось – дорога дальняя, бесконечно пялиться в окно, даже несмотря на потрясающие майские пейзажи, тоже не будешь. А ещё интерес к журналу подогрелся в связи с тем, что просто интересно стало узнать, на прессу какого содержания для своих пассажиров решил сделать упор менеджмент ОАО «РЖД». Ну, в самом деле, не проводница же это по личной инициативе решила среди клиентов компании-перевозчика распространить журнальчик, который лично ей импонирует…

Так вот – о содержании. Пересказывать его полностью – смысла нет, тем более, что каждый желающий может найти распространяемое через РЖД издание (журнал «Профиль» за номером 16-17 от 28.04.14) в Интернете; зато есть смысл предложить нашим читателям интересные выдержки из статей того самого номера, который «заботливо» предложили пассажирам в московском фирменном поезде Российских железных дорог.

Дирк Курбьювайт, статья «Сила бессильных» с фотографией одиноко сидящего Виталия Чуркина.


Несколько цитат из статьи:

В условиях украинского кризиса Запад ведёт себя мягко и уступчиво.

Мир не успокоится после того, как Владимир Путин присоединил к своей империи Крым.
…сегодня преимущество имеют авторитарные режимы. Одна из причин этого – решительность. Путин добился своего в Крыму, потому что действовал без колебаний. Российскому правителю не нужно ходить по инстанциям, чтобы куда-то послать свои войска. Авторитарный правитель может аргументировать свои действия народной поддержкой, что производит впечатление на Запад. Такие режимы не знают проблем с моралью. Легитимность для них – нечто второстепенное, поскольку их собственная легитимация сомнительна. У них нет миссии, которую им приходилось бы нести. Когда где-то разгораются войны или нарушаются права человека, их это не должно беспокоить. Что значат для них чьи-то страдания, если они заставляют страдать собственные народы? Это позволяет им проводить политику, которая кажется монолитной.

Империя Путина, мягкость Запада, сомнительная легитимность российских властей. Сильно, не правда ли...

Особенно сильно это выглядит в связи с тем, что пассажиру эту статью господина Курбьювайта вместе с другими статьями журнала «Профиль», простите, втюхали без особого учёта интересов пассажира – мало того, ещё и за деньги самого пассажира. Конечно, с распространением подобных авторских позиций в России у «Der Spiegel» посредством подписки - явные проблемы, а через РЖД – самое то… Мол, большинство всё равно прочитают, ну или хотя бы пробегутся глазами, сформировав свою точку зрения – желательно созвучную с точкой зрения владельцев «Шпигеля». А если учесть, какое количество россиян ежегодно передвигаются в вагонах РЖД, в которых предлагается «правильная» с чьей-то точки зрения пресса, то становится понятно, что эффект ожидается существенный. Потрясающий маркетинг, потрясающий менеджмент, потрясающая позиция ОАО «РЖД», которая, не будем забывать, является государственной компанией с годовым оборотом почти в 1,5 триллиона рублей…

Владимир Рудаков, статья «Путин ведёт политику в соответствии с ожиданиями большинства».

Несколько цитат из статьи:
Путин в первые два срока придавал серьёзное значение отношениям с Западом. Сейчас Россия отказалась от членства в «Восьмёрке».
Вот как? Оказывается, читатели шпигелевского «Профиля» должны «узнать», что это именно Россия решила уйти из G-8. Сама, мол, решила… А ведь в этой Гэ-8 нам были несказанно рады, к нашим интересам прислушивались и буквально на колени падали, чтобы Москва оставалась в этой «дружной семье»…
В связи с кризисом на Украине общество полнится страхами перед «железным занавесом» и возможными репрессиями в отношении инакомыслящих.
Видимо, это какое-то слишком узкое общество, которое сегодня столь крепко занимает тема неких репрессий в отношении инакомыслящих. Какие уж тут репрессии, когда эти самые инакомыслящие получают доступ к распространению своего мнения аж через российскую государственную компанию – самого крупного работодателя Российской Федерации, транспортными услугами которого пользуются миллионы людей… Прямо скажем, репрессии оригинального вида, аналогов которым в мировой практике точно не существует. Можете себе представить, если бы, к примеру, в американских, немецких или канадских поездах или самолётах распространялся англо- или немецкоязычный вариант «Российской Газеты» или шла трансляция телеканала «Russia Today»...

Дмитрий Быков. Публикация интервью с Андреем Макаревичем.

Цитата Макаревича:
Предсказать, что тут будет через год или тем более два, не возьмется никто. Да и кто в 1914 году мог представить, что будет два с половиной года спустя? А 20 июня 1941 года кто по-настоящему верил, что послезавтра война? Сталин, и тот... Мир сейчас висит на очень тонком волоске. Достаточно безбашенного шага или слова с любой стороны, чтобы всё сорвалось в последнюю на Земле войну. Я почти уверен, что её не будет, но чем для нас обернётся сегодняшняя квазипатриотическая истерика и удастся ли загнать джинна в бутылку... Впрочем, и здесь есть основания для оптимизма. Многие уже успокоились. Люди рады приветствовать Крым в составе России, но не готовы за него платить, тем более столько. Последствия уже ощутимы.
Последствия для музыканта Андрея Макаревича от воссоединения Крыма с Россией ощутимы, – говорит «Шпигель» пассажирам российских поездов… Если пассажирам до лампочки мнение Макаревича по поводу присоединения Крыма и каких-то пугалок в виде «страшных последствий», то им тут же сам музыкант-повар-водолаз предлагается термин для самоидентификации – адепты квазипатриотической истерики – не иначе...

В общем, тематика прессы, которую на майские праздники предложила своим клиентам российская ГОСУДАРСТВЕННАЯ компания ОАО «РЖД», возглавляемая Владимиром Якуниным, понятна.

Непонятно одно: это официальная позиция и руководства РЖД тоже, или же Владимир Иванович не корысти ради, а токмо волею яркой обложки, не ознакомившись с содержанием?.. А, может, всё-таки коварные проводницы подсовывают?..
Алексей Володин, источник: Военное обозрение

Комментариев нет: