пятница, 11 июля 2014 г.

Запад встревожен: импортозамещение в России – это как "принудительная коллективизация и борьба с космополитизмом"

Проверено на "Иннопроме": отечественные производители налаживают выпуск новой продукции, и это пугает США.

На прошлогодней выставке "Иннопром" одной из важных тем было развитие отечественного станкостроения, что отметил на встрече с Дмитрием Медведевым губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. На нынешней, юбилейной выставке, которую даже члены правительства называют крупнейшей промышленной выставкой страны, продолжается разговор о развитии отечественной промышленности. Особо актуальной эту тему делает и политическая ситуация, когда всевозможные санкции ставят под угрозу функционирование целых секторов экономики. Импортозамещение, о котором год назад говорили нелиберальные экономисты, сегодня становится стратегическим направлением, передает корреспондент Накануне.RU.


Миф о том, что Россия вступает в постиндустриальное общество, при котором нужно производить услуги, а реальное производство выводить в страны третьего мира, привел нас к трагическим результатам, когда даже предметов первой необходимости Россия выпускает в десятки раз меньше на душу населения, чем развитые страны. С такой преамбулы гендиректор "Эксперта" Валерий Фадеев начал круглый стол, посвященный импортозамещению в России.



Замминистра промышленности Сергей Цыб призвал не сгущать краски, но в целом согласился с тезисом о том, что зависимость от импорта в российской экономике сложилась угрожающая. Чиновник отметил, что в стране ежемесячно открываются новые производства, оказывается поддержка отечественному производителю и есть определенные качественные сдвиги в производственной сфере. Тем не менее, в ряде областей доля импорта просто зашкаливает. В станкостроении, тяжелом машиностроении, фармацевтике, радиоэлектронной промышленности и легкой промышленности доля импорта составляет от 70 до 90%. Сократить отставание можно за счет внедрения инноваций и модернизации производств, введением в строй новых мощностей. По мнению министерства, сократить долю импорта с 70-90% до 50% к 2020 году вполне реально.


Среди механизмов – защитные меры, меры таможенного регулирования, антидемпинговые меры, изменения в законодательстве для поддержки частного высокотехнологичного бизнеса, создание внутреннего первоначального спроса за счет механизма госзакупок, субсидии на техническое оснащение и НИОКР и многое другое. В числе мер, стимулирующих импортозамещение, было названо строительство индустриальных парков.

"Стремление к импортозамещению не означает, что мы отрицаем международную интеграцию. Мы ведем диалог, стараемся заниматься трансфертом технологий, привлекаем инвестиции", – подчеркнул замминистра, отвергнув предположения о том, что Россия импортозамещением загоняет себя в изоляцию. Вместе с тем, он заметил, что геополитическая ситуация представляет угрозу, но при этом дает возможность для качественного ускоренного роста.

В обсуждении приняли участие топ-менеджеры крупнейших промышленных корпораций, и разговор постоянно возвращался к ситуации на Украине и международным санкциям. Замгендиректора по производству холдинга "Вертолеты России" Андрей Шибитов согласился с тем, что украинский кризис поставил холдинг в непростую ситуацию.



"Двигатели, которые нам поставляли украинцы, были действительно очень высокого качества, на мировом уровне. Хорошо, что эту проблему начали решать заранее, и уже в конце этого года нам обещали поставку первой партии аналогичных двигателей, сделанных на 100% в России. По словам производителей, уже через полтора года они способны будут поставлять нам необходимое количество двигателей", – отметил Шибитов.

Помимо двигателей, украинцы поставляют и ряд других компонентов для вертолетов.
"Здесь ситуация такая, что "не было бы счастья, да несчастье помогло". Качество многих компонентов было не очень высоко и сейчас мы имеем возможность развивать более качественные детали в России – потенциал для этого есть", – заверил топ-менеджер.

Он отметил, что импортозамещение для холдинга принесло бы пользу в области военно-технического сотрудничества и для поставок государственным структурам, однако если говорить о мировом рынке и его гражданском сегменте, то здесь есть ряд острых моментов, в первую очередь, это дополнительные затраты на переоснащение вертолетов и поиск конкурентных надежных партнеров, которые бы были полноценными участниками мировых рынков и были готовы к постоянному развитию. Тем не менее, Шибитов одобрил курс на импортозамещение, отметив, что его нужно осуществлять внимательно, учитывая "тонкие" места.



Аналогично украинский кризис прокомментировал замгендиректора по техническому развитию УВЗ Борис Лазебник (на фото). Он сказал, что многие компоненты поставлялись с Украины, но производство всех их можно наладить в России и в течение 1-1,5 лет решить эту проблему. В целом, если говорить о производстве бронетехники, то она производится с довольно небольшим использованием импортных компонентов.

Прототип трамвая R1, представленный на выставке – полностью сделан из российских комплектующих.




Лазебник обратил внимание на то, что все развитые страны, несмотря на вынесение части производства за границу, сохраняют возможности для создания полного цикла базовых технологий на своей территории. Необходимо создать этот принцип и в России.

Представители иностранных корпораций к идее российского импортозамещения ожидаемо отнеслись скептически. Гендиректор SiemensPLMSoftware Виктор Беспалов заявил, что у него слово "импортозамещение" ассоциируется с принудительной коллективизацией и борьбой с космополитизмом и заметил, что "если технологии работают, то зачем их менять".


Вместо импортозамещения стоит задуматься об экономической целесообразности и открытой конкуренции.
Его поддержал председатель американской Торговой палаты в России Алекс Родзянко.


"Не все надо импортозамещать, не все технологии нужно дублировать. Лучше говорить о конкуренции, а не импортозамещении, иначе это будет Советский Союз, в котором это не работало", – осторожно пугал присутствующих Родзянко. Тем не менее, он заявил, что "в последние месяцы даже на Западе заметили, что российский рынок нельзя изолировать", а крупнейшие корпорации, такие как Microsoft и Boeing, рассматривают российский рынок как один из важнейших.

Понять представителей иностранных компаний можно - Россию готовы обложить санкциями и обвинить во всех смертных грехах, но если наша страна начинает налаживать собственное производство и, не дай Бог, не закупает продукцию "мировых лидеров" - то это "возврат в СССР".

Резюмируя выступления, Сергей Цыб процитировал китайскую мудрость о том, что "когда дует ветер перемен, надо не строить щит, а делать ветряную мельницу".

Сергей Табаринцев-Романов, источник: Накануне 

Комментариев нет: