вторник, 8 июля 2014 г.

Несвоевременные мысли

Россия, гласит молва, поднялась с колен, с обывательских балконов свешиваются государственные флаги, либералы попрятались по норам, патриоты на авансцене, даже о коррупции как-то приумолкли. Какое уж тут низкопоклонство перед Западом, когда на дворе рост национального самосознания и патриотический подъём? Модные люди готовы ехать не в Ниццу, а в Крым.

А я вот – о низкопоклонстве.

Потому что наше давнее, глубоко въевшееся низкопоклонство перед Западом – осталось. И мудрено бы было ему рассеяться: ведь оно у нас, как выражаются продавщицы косметики, «на клеточном уровне». Болезнь эта старая, перешедшая в хроническую форму, и настолько привычная, что не сразу и замечается. Патологические привычки мышления и автоматические реакции сознания кажутся чем-то совершенно нормальным и безальтернативным: а как по-другому-то бывает?

Мы машинально, автоматически, даже не замечая того, ставим себя в позицию второсортности, подражательности, вечного и безнадёжного ученичества. Только то достойно и желанно, что похоже на западные образцы, а паче того – принято и оценено на Западе. Вот известный социолог А.Дугин – его вроде как уволили из МГУ за излишне воинственные высказывания. Тут же у учёного нашлись защитники – из патриотов. Нельзя, - говорят они, - обижать учёного. И аргументируют: он единственный русский философ, который может говорить с западными философами на равных, и те его ценят. Ну похвалили бы патриоты учёного за понимание общественных процессов в нашей стране, за оригинальный взгляд на вещи, за то, что помог нам лучше понять самих себя – а мы всё про Запад!

Или вот случилась мне нужда поискать в интернете о строениях архитектора Мельникова. Знаете, почему, по мненью многих, надо восстанавливать его наследие? Ну, ясное дело: за то, что он – единственный русский конструктивист, ценимый на Западе. На Западе – слышите вы? – ценят! Значит, хороший автор, стоящий, классик, можно сказать.

Ещё в XIX веке Данилевский писал: Запад – это наша коллективная «княгиня Марья Алексевна». И это гораздо менее смешно, чем может показаться на первый взгляд.

Запад – это наше русское счастье. Бывать там, работать там, а повезёт – и жить там. Вот одноклассник моего компаньона – успешный бизнесмен из российской провинции. Поселил семью в Испании, уже и язык освоили. Сам летает туда-сюда. Зачем? Нет ответа. Просто – престижно. Жить на Западе – это какая-то необсуждаемая везуха. Скажешь: «Семья в Испании» - и сразу понятно, что человек со средствами, не зря жизнь прожил. Это что такое, как не самое убогое, вошедшее в плоть и кровь низкопоклонство? Что как не ощущение своей второсортности? Помоечности какой-то… Если человек машет флагом, а потом отправляет семью на Запад вместо того, чтоб наладить жизнь в родной стране, - всё это безо всяких слов говорит о том, что чувствует он себя убогим и второсортным. Максимум, на что он претендует в жизни, - это слегка вылезти из помойки. Кстати, именно так его и воспринимают на столь любимом им Западе: «Как перед ней ни гнитесь, господа, вам не снискать признанья от Европы» - Тютчев знал, что говорил, был, что называется, «в теме».

Не вчера это возникло, и не завтра исчезнет. Реформа Петра сделала наш высший класс западническим, а дальше наивным западничеством пропиталась и наша интеллигенция. Все наши руководящие учения – импортные, заёмные. Мировая история для нас – это история Европы. Грохотали войны, рушились царства, а эта духовная болезнь - оставалась. И очень правильно, что после Великой Отечественной войны Сталин по совету физика Капицы затеял кампанию по борьбе с космополитизмом и низкопоклонством. К несчастью, кампания эта были исполнена с изяществом слона в посудной лавке и запечатлелась в памяти народа как вакханалия идиотизма. А дело-то нужное – воспитание достоинства народа и веры его в себя. И не кампания тут нужна, а постоянная, непрерывная работа.

Сегодня очень распространены семинары и тренинги, где учат достигать успех. В чём успех? Во всём, в чём требуется: законы успеха едины. Сложилось уже целое направление прикладной психологии – «наука успеха». Так вот психологи, обучающие успеху, постоянно работают над повышением самооценки клиентов. На темы самооценки и книжки пишут, и семинары проводят. Иногда это выходит назойливо и примитивно, но в основе – верно (насмешничать ведь вообще просто, а ирония – самая дешёвая вещь на свете). Вера в себя, в успех, в то, что сможешь всё, что захочешь – база всякого достижения. Такие люди – притягательны и интересны для других людей, у них особая – успешная - энергетика. Учителя успеха постоянно напоминают: хотите успеха – никому не подражайте, ищите свой путь, только он ведёт к успеху.

Законы успеха – универсальны. Они – едины для маленького человека и для большой страны.

Любопытно, что и Западу мы интересны в той мере, в которой мы – особенные, непохожие. Когда-то в юности мне иногда случалось приводить итальянцев в Третьяковскую галерею. Тогдашняя московская продвинутая тусовка презирала передвижников и советскую «идейную» живопись. Что же восхищало моих экскурсантов? Именно передвижники и советская идейная живопись! То, чего мы почти стыдились, - оказывалось как раз самым интересным и привлекательным. Потому что это иное, непохожее, такое, чего у них нет.

Или вот в лужковской Москве пытались строить дома с башенками – не Бог весть какое, но всё-таки что-то наше, родное, вызывающее в памяти народное зодчество. Тут же поднялась буча: национальный позор, нигде такого нет. Теперь в Москве строят по усреднённо-европейской мерке, а буде какое затруднение случится – голландцев зовут. Второсортность – вот наше господствующее самоощущение.

И подражаем мы, строго говоря, даже не Западу, а гораздо хуже – мы подражаем своим провинциальным фантазиям на тему Запада, либо тем пиар-фантазиям, которые Запад распространяет сам о себе.

Только интерес к самим себе способен сделать нас интересными окружающим народам. И слава Богу, этот интерес повышается. В некоторых школах начали преподавать предмет «народная культура», множатся фольклорные коллективы и исторические реконструкции. Люди стали больше ездить по своей стране, интересоваться её историей и культурой. Мой сын с друзьями проводит отпуск в нашем ростовском хозяйстве, хотя перед ним, что называется, открыт весь мир. Это кажется мне очень хорошим признаком.

Нам, всему народу, предстоит долгий и непростой путь к себе. Это трудная духовная работа. Но лишь она способна принести развитие, успех и уважение других народов.

источник: domestic_lynx

Комментариев нет: