пятница, 4 июля 2014 г.

Рождение мифа


картинка: PolitRussia
«Москаль - служащий Царю, в основном <это> военные. Отсюда - "Забирають хлопців в москалі". Поэтому - хто не скаче, той москаль - солдатам были запрещены танцы (по некоторым версиям кроме официальных или медленных, к которым гопак никоим образом не относился) и украинские парни так стебали пришлых посетителей из стоящих рядом военных частей»

Разумеется, я не мог пройти мимо такого шедевра. Уж не знаю, насколько всерьёз это сказано, возможно и шутка. Однако сам принцип вот такой комплиментарной рационализации - это ведь и есть принцип построения украинской мифологии в целом. Когда официальная историческая версия попросту игнорируется, а вместо неё подставляется причудливая и совершенно оторванная от реальности пиар-картинка: вне учёта достоверности, не говоря уже о перекрёстной сверке. Собственно, вот это упоительная "этимология" выше - прекрасная иллюстрация подобного метода - во всей его красе.

Если кто-то вдруг не в курсе реального происхождения прыгалки-кричалки "кто не скачет, тот...", в двух словах дело было так:

Сама мобилизационная техника, как и лозунг, появилась в Латинской Америке. Вроде как изобрёл её неугомонный Фидель Кастро, в виде "кто не прыгает, тот янки", тем самым управляясь с революционными массами не только посредством пламенных речей, популистских обещаний и насилия, но и таким вот психо-зомбированием тоже. Впрочем, изобретением это можно назвать лишь отчасти. Потому как подобные практики в разных вариациях вполне успешно и давно применяются в сектах любых мастей. Дело ведь не в самих прыжках и криках, а в совместном агрессивном поведении, превращающем скопление людей в толпу, а толпу - в единый управляемый механизм.

Однако именно прыжки тире многократные безостановочные повторения мантры оказались очень удачной разновидностью мобилизационной практики. Она очень быстро распространилась и в других странах Латинской Америки, в которой революций тогда было более чем достаточно. А уже из революционного применения она и перекочевала в фанатские круги.

Для болельщиков эта техника оказалась настоящей находкой. И так горячие латиноамериканские парни загорались от прыжков по полной, и отрывались на футбольных матчах от всей души. Причём, организованность процесса помогала каналировать агрессию, и смягчала проявления южного темперамента. Фанатские войны и в Латинской Америке несомненно были, но по жестокости и уровню насилия с английскими или итальянскими (особенно 80-х гг.) они попросту несопоставимы. Таким образом, в спорте сектантская практика оказалась скорей благом. Да и кратковременность её применения (в течение матча) не позволяла раскрыться зомбирующему потенциалу техники, не приводила к ломке психики, а лишь делала отдых и отвлечение от обыденности более активным и насыщенным.

К концу 90-х эта фанатская мода добралась и до Европы тоже. Причём, отчего-то стала популярной именно в Восточной Европе - видимо, что-то есть такое общее в ментальности латиноамериканцев и славян. Поляки, чехи, словаки - все они очень активно и азартно прыгают и кричат "кто не скачет, тот не чех", "кто не скачет, не поляк", да и российские болельщики тоже отнюдь не чураются подобных скачек. Через украинских же ультрас эта практика пришла на Майдан. Таким образом совершив полный цикл, и вернувшись к исходному применению - в революцию. И кстати, вернув себе и изначальную революционную же агрессию. Ибо "кто не прыгает, тот янки" гораздо ближе по негативному заряду к "кто не скачет, тот москаль", нежели классические фанатские варианты - в которых акцент на национальной солидарности, а не национальном отторжении.

Дети Майдана оказались талантливыми последователями Фиделя и Рауля, и справились с обрушением страны в хаос даже быстрее испанских авантюристов. Впрочем, у братьев Кастро на всё про всё и был-то всего лишь миллион долларов, вырученный ими за своё испанское поместье (кстати, сколько это на современные деньги?), а за Майданом стояли миллиардеры. С другой стороны, на Кубе живут негры и метисы, а тут вроде как белые образованные люди... Впрочем, это уже другой вопрос.

Так вот, возвращаясь к цитате в начале текста. Как видите, человек напрочь игнорирует реальность (вполне известную, причём), и на голубом глазу выдаёт свою версию - исконно украинскую и типа аутентичную. По сути ведь, именно таким образом была сочинена и Запорожская Сечь, например - как первая украинская государственность и аналог средневекового лыцарского ордена. Вместо того, чем она являлась в реальности - сборищем гопников и отморозков, бандитов с большой дороги, едва-едва организованных в некое подобие военизированных группировок. Ну, и со многим и многим другим, прописанным в школьных учебниках, дела обстоят ровно таким же образом - "как придумаем, так и было".

Справедливости ради, это относится не только к украинской мифологии. В принципе, в той или иной мере любая национальная история написана именно так. И речь именно что о степени наглости и беспардонности украинских мифотворцев. Которым даже в голову не приходило (и не приходит) как-то сопоставить свою мифологию с мифологиями соседей, и попытаться остаться в рамках приличий. Кстати, это ведь тоже одна из причин того состояния культуры, которое, по результатам революций, и уравняло белых и образованных украинцев с невежественными и забитыми кубинскими метисами.

источник: Бухтельня старика Лобова

Комментариев нет: